Статьи

Сумерки «Русала». Жизнь под санкциями

Российская алюминиевая монополия «Русал» уже полгода работает в условиях жестких санкций. Они введены против нее, связанных с ней «Базового элемента» и En+ Group и их владельца Олега Дерипаски. Уже шесть месяцев подряд американские власти держат «Русал» в подвешенном состоянии, заставляя и его топ-менеджеров, и его рабочих, и администрации регионов, в которых расположены его алюминиевые заводы, гадать, снимут ли с компании санкции или нет. И пока «Русал» снижает производство и лихорадочно ищет пути выхода из санкционного кризиса, власти США настойчиво заставляют его владельца делать то, что им выгодно. 

Последнее американское предупреждение

«Только бизнес – ничего личного», именно так можно охарактеризовать суть высказывания министра финансов США Стивена Мнучина по поводу направленности санкций в отношении одного из богатейших людей нашей страны.

«Цель санкций – заставить изменить поведение. Санкции были введены против бизнесмена, не против компаний. Мы вполне понимали, когда вводили санкции в отношении Дерипаски, как они повлияют на «Русал», на рынок алюминия и на наших союзников. Мы не только обсуждали этот шаг внутри министерства финансов, но и консультировались с другими ведомствами, прежде чем принять решение. Это было хорошо продуманное решение», – процитировало его ТАСС со ссылкой на агентство Bloomberg.

А еще Министерство финансов США предлагает Олегу Дерипаске передать пакет акций En+ Group в так называемый слепой траст, управляемый американским банком. Слепым он прозван неспроста: олигарх не сможет ничего сделать с принадлежащими ему акциями, за него всю работу будут выполнять профессиональные менеджеры. Правда, они по-прежнему будут оставаться в его собственности (по крайней мере, с юридический точки зрения), равно как и дивиденды от них.

Чтобы Дерипаска думал побыстрее, власти США заморозили принадлежащие ему американские активы, включая особняки в Вашингтоне и Нью-Йорке. Теперь владелец «Русала», если ему удастся посетить Новый Свет, не сможет в них остановиться, ему придется, как и всем обычным людям, жить в гостинице.

Особенности санкционного законодательства

Вообще-то власти США могли бы лишить Олега Дерипаску недвижимости на Северо-Американском континенте гораздо раньше – еще в апреле, когда ими были установлен режим санкций против него самого и его бизнеса. Тогда «Русал» получил в прямом смысле слова под дых: из Вашингтона фактически поступил приказ американским потребителям российского крылатого металла отказаться от его покупки и поискать себе других поставщиков взамен «проштрафившегося» «Русала». Инвесторов, владеющих его ценными бумагами, обязали поскорее от них избавиться любым способом.

Как следствие, американский рынок стал полностью закрытым для продукции «Русала», сузился доступ на европейский и азиатский рынки. «Русалу» перекрыли любую возможность получать финансирование за пределами России – никто из зарубежных банков не рискнет выделить ему кредит или приобрести акции, поскольку по американскому законодательству они тоже могут попасть под санкции. Кому захочется иметь проблемы с властями США?

Конец Надвоицкого алюминиевого завода

Спустя же три месяца после введения санкций в отношении «Русала» он был вынужден приступить к консервации Надвоицкого алюминиевого завода (НАЗ). Его производство было ориентировано на американский рынок, и фактически с апреля он работал исключительно на склад, генерируя убытки, которые надо было как-то покрывать. «Русал» не захотел поддерживать предприятие на плаву, и оно перестало функционировать.

Сотрудникам НАЗа, попавшим под сокращение, предложили вакансии на выбор – на расположенном все в тех же Наводвоицах предприятии «Русский радиатор». Оно создается «Русалом» совместно с «ЭЛСО Группа» еще с 2014 года. Его ввод в эксплуатацию намечен на следующий год, и выпускать оно будет, как несложно догадаться, алюминиевые радиаторы отопления – до 4 млн секций в год, для чего ему будет ежегодно требоваться 4 тыс. тонн алюминия.

Откуда «Русский радиатор» будет получать алюминий – непонятно. НАЗ закрылся, ближайшим к нему алюминиевым заводом будет Кандалакшский, Волгоградский расположен подальше (хотя на нем вроде бы перезапустили два электролизных корпуса), доставка же металла с сибирских предприятий «Русала» обернется значительными логистическими затратами, которые не могут не повлиять на себестоимость и цену алюминиевых радиаторов (их еще нужно будет вывозить и продавать). Как вариант, можно еще использовать вторичные алюминиевые сплавы, но их производителям, скорее всего, будут милее платящие валютой клиенты в Европе или Азии, чем не самый большой потребитель в Карелии.

Впрочем, нельзя исключать приостановки еще какого-то из алюминиевых заводов «Русала» – Кандалакшского или Новокузнецкого, отличающихся высокими производственными издержками (на последнем лет 5 тому назад снижали производство), прекращения электролиза на Волгоградском. При самом же неблагоприятном сценарии развития событий (если экспорт за пределы нашей страны полностью остановится), «Русал» вполне сможет обойтись одним алюминиевым заводом – потребление крылатого металла в России далеко не такое, какое было в Советском Союзе.

Продвигаемая же «Русалом» идея организации технологических долин на базе его заводов в Волгограде, Красноярске и Хакасии, видимо, пока не получила практического воплощения. Во всяком случае, никаких пресс-релизов о привлечении конкретных инвесторов и начале строительства ими собственных предприятий в технологических долинах «Русал» за последние месяцы не публиковал.

И далеко, и близко

В далекой от России Армении санкции срикошетили по принадлежащему «Русалу» заводу «Арменал» – cнизились заказы на выпускаемую им фольгу, возникла нешуточная угроза увольнения части сотрудников, и, вероятно, в правительстве Армении чиновники ломают головы, пытаясь помочь «Арменалу».

В свою очередь, проблемы «Арменала» свидетельствуют о неясных перспективах создававшегося до санкций в структуре «Русала» downstream-дивизиона, призванного объединить предприятия по производству алюминиевой фольги, порошков и колесных дисков. Его возглавил Андрей Донец, 10 лет проработавший в американской Alcoa. Перед ним была поставлена задача вывести в «Русале» выпуск продукции с добавленной стоимостью на более высокий уровень. Теперь уже, похоже, не до роста, лишь бы сохранить заводы.

Непонятно, и как будет вести себя один из крупнейших российских потребителей алюминия, производимого «Русалом», – завод «Арконик СМЗ» (ранее – Самарский металлургический завод), принадлежащий американской корпорации Arconic. Следуя логике, он еще с апреля должен был отказаться от сотрудничества с «Русалом» и найти взамен него новых поставщиков, например, в странах СНГ либо в Китае (на запрос о возможности прекращения закупок алюминия «Русала» ответа на письменный запрос «ФедералПресс», направленный в российское подразделение Arconic, не последовало).

Кстати, о Китае. В краткосрочной перспективе «Русал» может постараться увеличить продажи алюминия в КНР – ее рынок, по сравнению с российским, просто колоссальный. Однако там и без «Русала» производителей хватает, и менеджерам алюминиевой монополии придется приложить максимум усилий для того, чтобы нарастить сбыт в Китай. Местные покупатели однозначно будут торговаться с ними долго и жестко, стремясь выгадать условия получше. Вдобавок, КНР не больно-то много импортирует алюминия, зато немало экспортирует. В других же странах Азии «Русалу» придется конкурировать с китайскими поставщиками.

В последующие недели напряжение вокруг «Русала» может усилиться. Продление санкционного режима явно сужает оперативный простор для него, ставя компанию на мировом рынке в заранее невыгодное положение по сравнению с конкурентами. У себя на родине «Русал» точно не может реализовать весь алюминий, российский рынок не сможет его полностью поглотить. И пока судьба «Русала» решается за океаном, заложниками неопределенности остаются все его работники.

К сожалению, в «Русале» не ответили на запрос «ФедералПресс» о планах по продажам и возможности остановки алюминиевых заводов в будущем.

«ФедералПресс»

Напомним: российский олигарх Дерипаска, основной акционер “Русала”, фактически владеет «Николаевским глиноземным заводом». Ранее сообщалось о том, что подконтрольный Дерипаске холдинг «Русал» продал «Николаевский глиноземный завод» (по мнению экспертов, для “обхода” украинских санкций) сырьевому трейдеру «Glenсore». Сразу после этого стали высказывать мнения, что Дерипаска формально отмежевался от НГЗ, при этом оставив за собой контроль над предприятием.

«Glenсore» является давним партнером «Русала». Слияние этого швейцарского трейдера с «Русалом» и «Сибирско-Уральской алюминиевой компанией» произошло еще более десяти лет назад. Новосозданный холдинг стал называться «Объединенная компания Русский алюминий», контрольный пакет акций оказался у структур Дерипаски.

Читайте также: Бизнес не хочет помогать Дерипаске выходить из кризиса. «Русал» может сократить 13 тысяч человек

Читайте также: «Мы ожидали, что будут более жесткие санкции к ним», — губернатор Савченко о «Русале» и НГЗ

Читайте новини першими

Связанные статьи

3 комментариев

  1. Вот на фотке как раз Дерипаска и говорит Путину - "Ты зачем Крым отобрал, лишенец..? Кто мне теперь убытки вернет?".

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button