История

Купоны, перекошенные "гармошки" 12-го маршрута, сигаретная забастовка на заводе "Океан"... 90-е годы в Корабельном районе

 

Мы продолжаем публиковать отрывки из книги
Валерия Николаевича Валецкого
«Единственный Корабельный».

Один из руководителей района,
бывший зам. мэра Николаева
опубликовал свою книгу

Предлагаем нашим читателям «окунуться» вместе с автором в 90-е годы ХХ века и вспомнить, как нам тогда жилось:

 

«Полки в магазинах зияли пустотой. Совмин Украины принял решение по защите потребительского рынка. Был установлен новый порядок приобретения товаров в розничной сети по карточкам потребителей и купонам к ним, которые вступили в силу с 10-12 ноября 1990 года.

Торговое обслуживание трудовых коллективов и, прежде всего, такими товарами как сахар, сливочное масло, спички, сигареты, носки, моющие средства были моей и коллектива исполкома ежедневной головной болью.

Дело порой принимало такой острый характер, что доходило до забастовок, как в цехе № 11 завода «Океан» из-за необеспеченности сигаретами. Когда я пришёл в цех, меня впервые в жизни встретили такой угрюмой и враждебной тишиной, что я внутри весь напрягся, но виду не подал. Еле убедил злых мужиков, что завод получает сигарет не меньше, чем другие предприятия из выделяемых фондов. Беда в том, что из-за сгоревшей в Черкассах табачной фабрики эти фонды вместо положенных району 6,9 тысяч условных ящиков составили всего 4,4 тысячи.

Областное управление торговли, которое возглавлял уважаемый в области человек А.И. Грановский, подбрасывало на наши фонды «чужаков», которые не входили в наш район по статданным (ПМК-102, ПМК-107, управление оросительных систем и т.д.) Приходилось отбиваться изо всех сил, так как району не хватало выделяемых фондов.

Постоянной острой проблемой была транспортная. До сих пор в глазах стоят перекошенные гармошки «Икарусы» 12-го маршрута. Сотни людей штурмовали их утром и вечером. Особенно усложнилась ситуация, когда без нашего ведома горисполком принял решение об укорачивании этого маршрута до междугороднего автовокзала вместо Центрального рынка. Это значит, что попасть в центр Николаева можно было только с пересадкой. Я организовал депутатский запрос на сессию облсовета, и удалось вернуть первоначальную протяженность 12-го маршрута.

По плану строительства НГЗ предусматривалась линия скоростного трамвая, но она так и не была построена. Проект линии предусматривал её проход по приусадебным участкам частных домов, вдоль проспекта Октябрьского. Трудно представить, что бы здесь началось, если бы действительно, приступили к строительству этой линии. Люди могли просто взяться за топоры.

Эхо из прошлого века: линию скоростного трамвая
«Николаев — Глиноземный завод» начали
проектировать еще более 30 лет назад

Более реальной была идея строительства троллейбусной линии от автовокзала и до улицы Новостройной (чтобы не пересекать железнодорожный переезд). Но все наши попытки добиться этого, к сожалению, не увенчались успехом.

Затем частный извоз на маршрутках снял эту проблемы, но к этой идее надо обязательно вернуться.

Очень острой оставалась жилищная проблема, особенно для бюджетников: учителей и врачей. Чтобы хоть как-то помочь им в этом, я решил построить 108-квартирный жилой дом на долевых началах, заведомо увеличив стоимость квартир для предприятий-дольщиков и за счёт этого получить 8 квартир для бюджетников (4 квартиры врачам и 4 – учителям). Главным привлекающим козырем для этого было наличие свободной площадки возле областного сборного пункта (по ул. Рыбной — прим. ред.), а также проходящие там коммунальные сети. Не надо было тратить огромные деньги для отселения.

Для строительства дома в штат райисполкома ввели специальную должность – директора по строительству, на которую приняли строителя Бобкова Виктора Григорьевича. Подрядчиком строительства  мы определили Васильева Евгения Савича и уже вместе с ним начали формировать список дольщиков. Нам удалось выйти на трест «Ноябрьскэлектросетьстрой» в городе Новый Уренгой, которому определили 50% квартир. 40% осталось для предприятий района: заводу «Океан», порту «Октябрьский», малому предприятию «Турбо» и т.д., 10% осталось членам кооператива по строительству. Инфляция внесла свои коррективы, цены на стройматериалы и сантехнику полезли вверх, и для бюджетников удалось сохранить только 4 квартиры (2 учителям и 2 врачам)».

Напомним, мы писали: «Мы увидели себя в книге Валецкого, и она расшевелила нашу память». Пенсионерка из Корабельного — о минувших годах района

Читайте новини першими

Связанные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button