История

"Порт нереализованных возможностей"? О жизни, зарплатах и "грёзах" ДБМП НГЗ 20 лет назад

В 1998 году, на 22-ом году существования Днепро-Буг­ского морпорта (и по сей день являющегося структурным подразделением Николаевского глиноземного завода), в печатном издании «Посредник» вышла статья про ДБМП, и называлась она «Порт нереализованных возможностей».

С тех пор прошло еще 20 лет, и становится очень интересным сравнивать «мечты и грёзы» (официальным языком — производственные планы) руководства НГЗ и его порта того времени с тем, что происходит с предприятием в наши дни.

Предлагаем нашим читателям статью 20-летней давности в полном объеме:

«22 года стоит на берегу лимана Днепро-Буг­ский морской торговый порт. Его грузооборот— около 3,5 млн. тонн в год. Львиная доля в грузообороте принадлежит бокситам — до 3  млн. тонн. Они поступают из Африки, Южной Амери­ки и Австралии на Николаевский гли­ноземный завод, расположенный, так сказать, «за бортом» порта. Его глав­ный «хлеб» — сырье для глинозема. Являясь составной частью завода, порт все же не ограничивается только заводской «тематикой».

По словам начальника Днепро-Бугского порта Федора Бедина, порт успешно пере­рабатывает и генеральные грузы (за первую половину 1998 г. их прошло через порт более 100 тыс. тонн), и химические, а также на импорт пальмовые масла и на экспорт — металлолом и свекловичную патоку.

Порт оснащен отличным импортным обо­рудованием — мощными перегрузочными комплексами, подъемно-крановой техникой. Есть портовый флот, лучший среди всех соседних портов, в составе 18 плавучих единиц. Своеобразной реликвией порта яв­ляется плавучий док, построенный тут же, в Николаеве, еще в 1936 году.

Порт — вместе с заводом — работает стабильно. Круглый год принимает суда под греческим, мальтийским, кипрским и панамским флагами. В день своего приезда в порт я наблюдал отход огромного «Пана-макса» с пожарно-красным корпусом, уво­зящего украинскую сахарную патоку (она потом вернется к нам в составе импортных сладостей — дешевых и небезопасных — впрочем, это уже иная тема).

Сейчас порт способен принимать суда грузоподъемностью до 60 тыс. тонн. Огра­ничения в размерах судов касаются только осадки (до 9,5 м), что диктуется минималь­ными глубинами подходного морского ка­нала — сейчас они составляют 9,8 м. По словам Ф. Бедина, в 1956 году глубина канала составляла 12 м. Поддерживать глу­бины обязан Николаевский морской торго­вый порт за счет сборов за проход судов по каналу, а сборы — отпугивающие: достига­ют $70 тысяч с судна. Видимо, эти средства используются не по назначению, а постоян­ное уменьшение глубин морского канала за счет донных наносов Южного Буга и Ингула бьет по доходам всех пяти николаевских портов. Даже бокситы, сетует Ф. Бедин, суда с большей осадкой везут в порт Юж­ный, а не к ним.

Пожалуй, наиболее ярко характе­ризует экономическое состояние порта уровень зарплаты его персо­нала. В Днепро-Бугском порту сред­няя зарплата составляет 408 грн., что выше средней зарплаты по за­воду. Первое место по зарплате занимают докеры. По меркам Николаева, где сегодня испытывают трудности даже судостроительные заводы, зарплата велика.

Кроме того, портовики в полной мере пользуются возможностями социальной сферы НГЗ. А такой со­циальной сферы сегодня не имеет, пожалуй, ни одно предприятие стра­ны: 45 жилых домов, гостиница, са­наторий-профилакторий, поликлини­ка, детский оздоровительный лагерь, дворец культуры, уникальный бас­сейновый комплекс и даже собствен­ный пассажирский электропоезд.

генеральный директор «НГЗ» Виталий МЕШИН

В настоящее время на Николаев­ском глиноземном заводе будет проводиться реконструкция, которая в полной мере захва­тит и Днепро-Бугский порт.

По словам дирек­тора завода Виталия Мешина, в ближайшее время намечено увеличить выпуск глинозема в 1,5 раза, построить собственное алюмини­евое производство, организовать выпуск цеолина и наладить добычу редкоземельных металлов из бокситовых шламов.

Первые три года реконструкции потребуют вложений в пределах $100 млн.

Реконструкция, а точнее — расширение Днеп­ро-Бугского порта, уже началась. Строятся два причала для перевалки глинозема.

До сих пор завод вывозил глинозем железной доро­гой на российские алюминиевые заводы, но прошлогодняя российская блокада НГЗ зас­тави­ла дирекцию искать новых потребителей и вывозить глинозем через Днепро-Бугский порт.

С освоением НГЗ выпуска новых видов продукции в порт придут новые грузы. В планах начальника порта также — работа с незаводскими грузами.

Как считает Ф. Бе­дин, возможности порта, продиктованные его уникальным географическим положением, реализуются не в полной мере. Порт распо­ложен на берегу обширного морского эстуа­рия, глубоко вдающегося в развитой агро­промышленный регион Украины. Рядом с портом расположена железнодорожная стан­ция «Заводская», обеспечен и удобный авто­мобильный подъезд к порту. И продукция южно-украинских черноземов должна занять достойное место в грузообороте порта. Ведь морские порты Украины изначально создавались именно для вывоза сельскохозяй­ственной продукции.

Возможно, уже в следующем году порт начнет работать с зерном. Пока нет специ­ального оборудования, планируется приме­нять технологию прямой перевалки зерна по схеме «вагон-судно».

Начальник Днепро-Бугского порта назвал ненормальной сегодняшнюю ситуацию, в ко­торой порты, например, Балтии забиты укра­инскими грузами, так как грузовладельцы обходят стороной порты Украины как из-за непродуманной тарифной и таможенной по­литики государства, так и по причине кор­румпированности украинской таможенной и пограничной служб.

07.09.1998. Специально для «Посредника»
Сергей ПОНОМАРЕВ, Фото Валерия СИЛАЕВА

Напомним, осенью 2017 года Хозяйственный суд Николаевской области расторг договор аренды причалов между НГЗ и Фондом госимущества по иску облпрокуратуры, поданному в июле 2017 г. Принято решение о расторжении договора аренды государственного имущества – причалов № 3 – 5 Днепро-Бугского морского порта, которые НГЗ передал в субаренду. Однако в октябре суд отказал в возврате государству арендованных НГЗ причалов из-за неустановленных границ порта.

[do_widget id=text-16]

 

Ранее мы писали:

“Боже! Разруха!” – о профилактории, проданном, как и другие объекты соцкульбыта, российскими владельцами НГЗ;

Памяти ДК Металлургов…;

«Для «РУСАЛа» в Украине — особенные законы. Собственники НГЗ «прихватили» все коммуникации, ведущие в ДБМП», — Фалько;

Большая афера с Николаевским глиноземным… Что будет дальше?

Читайте новини першими

Связанные статьи

8 комментариев

  1. сейчас правительство стремительнно хочет забрать завод, но увы правительтсво только разрушает то что забирает, не продали бы тогда завод, то он вообще бы давно перестал существовать

  2. "С тех пор прошло еще 20 лет, и становится очень интересным сравнивать “мечты и грёзы” (официальным языком – производственные планы) руководства НГЗ и его порта того времени с тем, что происходит с предприятием в наши дни" - И где сравнение? Как всегда сплошной плагиат и фейки на корабелов, а сути "0".

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button