История

Кадровая чехарда, кляузы, подъемы и спады, пышная грудь: пикантные подробности истории пивзавода в Корабельном районе

Продолжаем публиковать отрывки из книги Валерия Валецкого «Единственный Корабельный».

Один из руководителей района,
бывший заместитель мэра Николаева
опубликовал свою книгу

Одна из глав книги называется «На пивзаводе «Янтарь» и рассказывает о событиях, связанных с предприятием, происходящих в 90-ых годах ХХ века, и им предшесвующих:

«В начале своих воспоминаний я уже рассказывал, как появился в Николаеве новый пивзавод «Янтарь». Становление его проходило трудно и драматично. Наши общие проблемы и недостатки отразились в судьбе предприятия, как в зеркале: завод сдали с недоделками, в оборудовании оказалось множество конструктивных просчётов, оно не всегда было изготовлено из качественного металла, на завод нередко поступало несоответствующее принятым стандартам сырьё, не все должным образом выполняли свои обязанности, особенно руководители подразделений, которые очень часто менялись.

Первый пивоваренный завод в бывшем СССР, построенный на импортном оборудовании, начал «буксовать» в 1979 — 1980 годах. Уехал с завода в Киев на «Оболонь» его первый директор В.А. Кравцов, затем главный инженер Б.В. Остроухов.

К 1981 году сменилось пять директоров и ещё больше главных инженеров. Вся эта кадровая чехарда привела к полному развалу предприятия. Планы производства не выполнялись, оборудование выходило из строя, имели место недостачи готовой продукции и тары. Зарплата на заводе стала самой низкой в отрасли, это вызвало текучесть кадров: лучшие специалисты ушли на глинозёмный завод и завод «Океан». «Янтарь» был доведён до аварийного состояния. Обком партии искал специалиста, который был в состоянии поднять почти лежащее предприятие. Таким человеком оказался Бажов Валерий Аркадьевич, работающий на то время генеральным директором Хмельницкого пивобъединения.

Ознакомившись с ситуацией на месте, В.А. Бажов поставил перед Минпищепромом Украины и руководством области ряд условий своего перехода в Николаев. Почти полгода эти условия рассматривались, и, наконец, в декабре 1981 года он приступил к обязанностям директора «Янтаря».

Читайте также:
«Если надо будет — будем выпускать даже манную
кашу в шоколаде». Из истории пивзавода «Янтарь»

Очень непросто и не сразу менялась на заводе ситуация к лучшему. Постепенно решая технические, организационные и социальные вопросы, он становился на ноги. К 1986 году «Янтарь» стал одним из лидеров пивоварения в Украине. Люди стали больше зарабатывать, получать премии, был построен дом для малосемейных, выкуплен готовый проект вместе с площадкой жилого дома, который  позже был построен. Казалось бы, что ещё надо людям, работающим на «Янтаре». И подавляющее большинство поддерживало своего руководителя. Но нашлись и те, кто его просто «записал» во все партийные, советские и правоохранительные органы.

Нередко сталкиваясь с этим распространённым тогда явлением на заводе «Океан», в райисполкоме, а затем и в горисполкоме, могу утверждать, что в те времена можно было практически затерроризировать сигналами, жалобами и даже просто кляузами любого руководителя, тем более что довольно длительное время реагировали на полном серьёзе даже на анонимки.

Такие штатные «борцы за справедливость» как Н.И. Поливода на заводе «Океан», Б.М. Самоляк в Корабельном районе своими полуграмотными обличениями местных руководителей давали работу партийным органам, рьяно, а порой и бездумно бросающимся их проверять, невзирая на то, что они, как правило, не стоили выеденного яйца.

Не могу не привести здесь пример такой неадекватной реакции. На заводе «Океан» из музея была кем-то похищена красивая ковровая дорожка. Тут же в ЦК Компартии Украины поступил сигнал от Н.И. Поливоды, проверять его приехал лично инспектор ЦК по Николаевской области. Он стал буквально допрашивать меня как секретаря парткома завода, почему это случилось, кто за это понёс партийное взыскание. Я объяснил ему, что этим делом занимается милиция района. Директором музея на общественных началах был тогда И.Р. Чумаков, бывший директор завода, орденоносец. На вопрос инспектора, почему И.Р. Чумаков до сих пор не привлечён к партийной ответственности, я ответил, что такой глупостью по отношению к ничем не повинному, очень заслуженному человеку партком заниматься не будет. Присутствующий при этом разговоре первый секретарь Корабельного райкома партии Н.В. Бобырев стал незаметно подталкивать меня, давая понять, чтобы я угомонился. Я посмел так резко ответить человеку, от которого во многом зависели кадровые назначения в области, то есть повёл себя не очень разумно, но не жалею об этом.

Так и на В.А. Бажова нашлась такая «правдолюбица» (не буду здесь называть её фамилию, так как позже она работала с ним после его второго пришествия на завод).

Несколько месяцев длились бесконечные проверки, и в 1986 году Валерий Аркадьевич был вынужден с завода уйти. Работая заместителем руководителя Облагропрома, он стал на партийный учёт в Центральном райкоме партии, но персональное дело на него продолжалось. Мы с В.К. Новожиловым вдруг узнаём, что бюро Центрального райкома исключило В.А. Бажова из партии. Тогда это было равносильно краху карьеры любого руководителя. В.К. Новожилов звонит своему коллеге – первому секретарю Лобенко Виктору Ивановичу и просит не губить нормального человека, которому просто не дают работать «изобличители». В.И. Лобенко, очень добрый и отзывчивый человек по натуре, сказал, что были рекомендации об исключении от обкома партии, он В.А. Бажова, как нового человека в районе, не знал, но пообещал с учётом нашей просьбы рассмотреть его персональное дело повторно.

Это было тогда почти неслыханно, но В.И. Лобенко взял ответственность на себя и поступил как нормальный порядочный человек. При повторном рассмотрении В.А. Бажов получил строгий выговор с занесением в учётную карточку, но в партии был оставлен.

После ухода Бажова пивзавод «Янтарь» начал постепенно валиться. Начиная с 1991 года, он работал всё хуже и хуже. К 1994 году объёмы производства упали до минимума. Общий кризис в стране, инфляция и возросшая конкуренция практически привела к банкротству предприятия.  Было принято решение о приватизации завода, и к первому собранию акционеров он был приватизирован.  В это трудное время работники завода вспомнили о В.А. Бажове и пригласили его принять участие в конкурсе на замещение должности председателя правления акционерного общества «Пивзавод «Янтарь».

Валерий Аркадьевич из шести претендентов получил 86% голосов и в декабре 1994 года снова возглавил завод.

До моего прихода на завод за эти неполные четыре года В.А. Бажову и его коллективу удалось сделать казалось бы немыслимое в той кризисной обстановке в стране – дать второе рождение «Янтарю» уже на значительно более высоком уровне. И главное условие этого – приход на завод очень солидного инвестора. Им стала английская фирма «Инвеско» во главе с Роем Бретчером, которая аккумулировала деньги английских пенсионеров, вкладывала их в перспективные проекты, обеспечивая своим клиентам безбедную старость. Так и в данном случае, подняв завод, «Инвеско» затем продала его акции бельгийской крупной пивной компании «Интербрю», заработав на этом очень приличные деньги.

Рой Бретчер, высокий, импозантный английский аристократ, полностью доверял В.А. Бажову, очень часто ему звонил (я не раз при этом присутствовал в кабинете) и рассказывал, где именно, в каком районе земного шара он был буквально вчера. Это могло быть и сафари в Африке, и ловля лосося на Аляске и т.п., при этом он мог наивно спросить у Бажова, каких лошадей он предпочитает, и сколько их у него есть. За простым пивным столом, например, в Нюрнберге он вёл себя очень скромно и демократично, но порода всё равно его выделяла из нашего окружения.

Итак, в мае 1998 года, закончив карьеру в Советах, я приступил к новому для себя делу – организации торговли пивом «Янтаря» по всей Украине и даже в Молдавии. На тот период из 112 пивзаводов в Украине осталось менее ста, из них работало рентабельно не более 25%. Крупнейшими (по нашим понятиям) выпускающими более 10 млн. декалитров пива были:

— «Оболонь» — г. Киев,
— «Черномор» — г. Одесса,
— «Рогань» — г. Донецк,
— «Крым» — г. Симферополь.

Средними:

— «Десна» — г. Чернигов,
— «Славутич»  — г. Днепропетровск,
— «Янтарь» — г. Николаев,
— «Сармат» — г. Донецк.

Все восемь пивзаводов активно перевооружались, наращивали ассортимент и объём выпускаемой продукции, добивались повышения качества пива, и конкурентная борьба между ними за покупателя была очень ожесточённой.

К этому времени завод «Янтарь» участвовал практически во всех крупных пивных выставках, ярмарках и фестивалях. Особенно запомнился всем первый Всеукраинский фестиваль пива в 1997 году. Такие сорта пива «Янтаря» как «Чёрный принц», «Адмиральское», «Янтарь светлое» и «Янтарь тёмное», «Фаворит» неоднократно завоёвывали золотые и серебряные медали на различных конкурсах в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Киеве.

Была создана целая сеть фирменной торговли в Николаеве на улицах Артёма, Металлургов, пр. Ленина, ул. Парижской Коммуны, 295-й стрелковой дивизии, а также в других городах Украины: Киеве, Донецке, Черкассах, Херсоне.

Рекламные светящиеся короба (касетоны) со словом «Янтарь» можно было встретить в десятках крупных и сотнях небольших городов. Когда мы с В.А. Бажовым обсуждали в Киеве в рекламной компании телевизионный ролик для нашего завода, то я попросил, чтобы нашли красивую молодую девушку с красивой пышной грудью, которая смотрелась бы особенно обольстительно, когда она наклоняется к столику с пивными бокалами светлого «Янтаря». Ролик очень понравился любителям пива, особенно мужикам.

Особой проблемой для меня как для коммерческого директора стало возвращение денег за ранее взятое для реализации пиво десятками недобросовестных клиентов. Для того, чтобы завоёвывать рынок, приходилось рисковать и давать без предоплаты (на неё никто не соглашался) пробную партию пива в ящиках. Обычно это была машина, не повезёшь же, например, в Черкассы несколько десятков ящиков. И вот здесь иногда завод ждали неприятные сюрпризы. Фирмы-должники банкротились или испарялись, и дебиторская задолженность достигала почти 2 млн. гривен.

Особенно в этом отношении много наработал долгов мой предшественник, за что, в конце концов, его с завода убрали.

Я тоже «влетел» несколько раз, но по-мелкому, один раз даже по просьбе старого товарища из Львова, которого просто подставили. А я чуть не порвал с ним всякие отношения.

С гостями на «Янтаре»

 

Для расширения сети продаж я исколесил всю Украину, был в Чехии, Германии, Бельгии, Болгарии. На меня, по специальности инженера-кораблестроителя, просто ошеломляющее впечатление произвело суперсовременное оборудование пивоваренных заводов в Западной Европе. На их огромных территориях практически не встретишь работников, всё предельно механизировано и автоматизировано. Как яркий пример могу привести завод фирмы Интербрю в г. Лёвене (Бельгия), специализирующийся на выпуске одного из самых популярных сортов пива «Стелла Артуа».

Представьте себе огромный крытый цех, в котором размещёно 72 сверкающих нержавеющих танка высотой более 30 метров и вместимостью по 3900 декалитров или, проще говоря, 390 тонн пива каждый. На пивзаводе «Янтарь» таких танков на тот период было всего пять, и мы ими очень гордились. Ещё одно главное сравнение – мы выпускали тогда 7 млн. декалитров пива в год, и работало на заводе более 600 человек, а на бельгийском заводе работников было в 7 раз меньше, а продукции почти в 6 раз больше. Как видим, комментарии здесь излишни.

О чём мне хотелось бы ещё поделиться с читателями, так это о культуре употребления пенного напитка. Тут подходы и оценки радикально отличаются друг от друга. Одни, не совсем безосновательно, относят пиво к слабоалкогольным напиткам и всячески борются с увеличением его употребления, особенно молодёжью. Другие, наоборот, пропагандируют (за хорошие деньги) пиво и не считают его вредным для здоровья, а даже, наоборот, по принципу: «Пей пиво пенное, будет морда здоровенная!». Истина, как обычно где-то посередине.

Не буду вдаваться во все тонкости этой проблемы, так как просто не являюсь специалистом в этом отношении, а просто хочу вспомнить очень большое количество пивных фестивалей и праздников, на которых мне пришлось побывать в десятках городов Украины. Это были действительно настоящие праздники с концертами десятков коллективов, различными конкурсами, в том числе и особо популярными на скорость выпивания кружки пива. Рекордсменам этого конкурса надо было чуть более 3-х секунд, чтобы осушить полулитровый бокал. Обычны приз победителю – десять ящиков пива. Пивзавод «Славутич» запускал воздушный шар со своим логотипом, мы — огромного надувного раскрашенного цветами «Янтаря» человека и т. д.

Людей собиралось тысячи, пиво разных заводов и марок лилось рекой, в туалеты выстраивались огромные очереди, а в конце никаких пьяных я не замечал. Лёгкое опьянение, как правило, быстро  проходило без последствий.

Вспоминается в этом отношении и первый вечер в Брюсселе, когда нас хозяева повели в молодёжный клуб любителей пива. Там царили веселье, смех, музыка и танцы. Нам предложили на выбор десятки сортов пива из примерно 300-т, которые на тот момент выпускались в Бельгии. Пивные закуски в разных странах очень разнятся, и это не мешает знать, чтобы не попасть в неловкую ситуацию, как мои коллеги при поездке в Лондон. Они взяли с собой нашу самую популярную пивную закуску – копчёного леща и собираясь пойти попить пива в ближайший паб (пивной бар с устоявшимся кругом посетителей), решили прихватить с собой и леща, чтобы угостить там местных любителей пива. Я их предупреждал, что это особой радости у последних не вызовет, но меня не послушались. В пабе англичане вежливо брали кусочки леща и откладывали  их в сторонку. Ну не принято там пить пиво с рыбой!

В начале 1999 года владелец «Янтаря» английская фирма «Инвеско» 90% своих акций продали одному из ведущих производителей пива в Европе — бельгийской компании «Интербрю». Она ещё раньше купила Черниговский пивзавод «Десна», а позже — Донецкий пивзавод «Рогань». Ставилась цель – сосредоточить с своих руках треть производства и реализации пива в Украине. Последовали серьёзные структурные изменения на всех заводах. Моя должность была сокращена, и я в очередной раз остался без работы. Но это продолжалось недолго. Меня пригласил на работу на завод «Николаевэнергомаш» Золотых Николай Анатольевич», — вспоминает Валерий Валецкий.

Напомним, мы писали:

Николаевское пиво до «Янтаря»;

2013 год: Визитной карточке Николаева -пивзаводу «Янтарь» — 40 лет!;

Сокращение на пивзаводе. Рабочих уговаривают увольняться «по соглашению сторон»;

Священники окропили Николаевский пивзавод святой водой.

2015 год: Люди бьют тревогу, опасаясь, что отходы с пивзавода в Корабельном вновь будут сливать рядом с их домами (Видео)

Предпоследняя смена власти на пивзаводе в Корабельном районе (ныне это Николаевское отделение компании «САН ИнБев Украина»), о котором мы сообщали ранее, произошло в марте 2016 года, когда заводского «старожилу» Виталия Марковского (принявшего в начале 2014 г. дела у С.А. Гавриленко) на посту директора предприятия сменил Сергей Грозов.

По имеющейся у «Корабелов.Инфо» информации, в данное время (после ухода с должности Грозова в начале декабря 2017 года) завод возглавляет женщина: исполняющей обязанности директора была назначена бывший менеджер логистики Клименок.

[do_widget id=text-16]

 

Читайте новини першими

Связанные статьи

4 комментариев

  1. Тогда идеология стала над профессионализмом, что привело к развалу СССР. Так и сейчас в Украине идеология национализма подмяла под себя все процессы, что неизбежно приведёт к распаду и переучреждению Украины. История ничему не учит плохих учеников.

  2. Идея была класс но исполнители!Зачем надо было столько замов кабинетов мебели ремонтов квартир любовниц одним словом зажрались!За качеством пива следил лично Бажов!А продажная отдел кадров это вообще песня!!!!

  3. Господин Валецкий В.Н., как номенклатурщик, просто не имеет права писать такие вещи о производственном предприятии. Будучи в руководстве пивзавода, пусть недолго и пусть не за профессиональные качества его туда устроил Бажов В.А. , а как и многих «специалистов» по блату, за прошлые личные услуги перед ним (Бажов вообще постоянно практиковал такие вещи – устраивал на завод своих знакомых, родственников знакомых, знакомых их знакомых и пр., которые, как правило, были очень-очень далеки от производства. К тому же, устраивал их не абы кем, а ИТР или даже руководителями отделов и служб, что, обычно, как следствие этого, приводило к проблемам и часто даже к смешным курьёзам. Кто-то с этим и не только с этим не хотел мириться, например нач. отд кадров Подгора Г.И., «Так и на В.А. Бажова нашлась такая «правдолюбица» (не буду здесь называть её фамилию, так как позже она работала с ним после его второго пришествия на завод)». ) должен был знать, как Отче Наш, основных конкурентов и флагманов отрасли. Так - «Славутич» – г. Днепропетровск» на самом деле г. Запорожье, а «Рогань» – г. Донецк», как утверждает автор, - это г.Харьков, и не вводит людей в заблуждение, это я называю непрофессионализмом. Кстати говоря, «Рогань» - г. Харьков - один из трёх пивзаводов компании SunInterbrew-Ukraine, о которой пишет Валецкий. Компания, которая быстро отправила Бажова на пенсию через Киевский офис, сократила должность Валецкого, хотя коммерческая служба без руководителя не осталась (!) и благодаря которой, завод работае и по сей день. Жёсткая компания, но завод работает. Что же касается дебиторской задолженности - («дебиторская задолженность достигала почти 2 млн. гривен. Особенно в этом отношении много наработал долгов мой предшественник (Ферлий С.А.), за что, в конце концов, его с завода убрали. Я тоже «влетел» несколько раз, но по-мелкому…») на момент прихода Валецкого, а на момент покупки пивзавода компанией SunInterbrew-Ukraine безнадёжная дебиторка (бухгалтера понимают о чём речь) составляла 2 млн. долларов США (!). Это за полтора года руководства Валецким продажами. Что же касается самого рекламного ролика, то он был снят в 1997-начале 1998г.г. ещё до прихода Валецкого на пивзавод, при его предшественнике Ферлие С.А. Тот хоть и был хапуга редкостный, но профи был отличный, но это его не спасло.:))). Ну, а главная героиня ролика, девушка с пышным бюстом, вскоре после съёмок и выхода ролика переехала на ПМЖ в Израиль. Пока вот так.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button