"Ольвия": привлекательность - в универсальности. О концессии в портах из первых уст: что говорят менеджеры проектов
Обсуждение концессионных проектов началась давно. А в конце прошлого года Проектный офис по развитию государственно-частного партнерства (ГЧП) в инфраструктуре совместно с МИУ обнародовали свои планы по первым таким проектам. Перспектива их реализации оказалась достаточно долгосрочной — конец 2018 г. — начало 2019 г.
Журналисты сайта cfts.org.ua встретились с представителями Проектного офиса и министерства, чтобы выяснить, на какой стадии сейчас находятся проекты и почему их реализация не столь близка, как всем того хотелось бы.
Основной акцент в ГЧП делается на том, что государство дает инвестору целостный имущественный комплекс, который тот может развивать по своему желанию. Однако, будет перечень критериев, которые инвестор должен выполнить.
«В целом, для нас самое важное, чтобы был груз, и порты развивались. Мы не хотим вмешиваться в работу инвестора. Вся сопутствующая инфраструктура (то есть то, что зависит от государства, — причалы, дноуглубление) будет развиваться вслед за инвестором… Тогда будут создаваться инвестхабы», — говорит заместитель министра инфраструктуры Надежда Казначеева.
Однако в реализации проектов есть загвоздка — это абсолютно не «инвестмент френдли» законодательство. Поэтому было решено сделать новый закон, более того, привлечь для этих целей ЕБРР. Как отмечал старший банкир ЕБРР Марк Магалецкий, «основная идея состоит в том, чтобы заменить четыре существующих закона о концессии одним и вписать его в существующую законодательную базу таким образом, чтобы он гармонировал со всем остальным законодательством».
В министерстве рассчитывают, что это повысит шансы законопроекта на прохождение в парламенте.
«Привлекая ЕБРР, мы рассчитываем на то, что привлечем к этому закону больше внимания, в том числе, депутатов. В хорошем смысле этого слова, у документа будет много лоббистов. Закон нужен не только госорганам, но и частникам. Аренда сейчас никого не устраивает. Мы понимаем, что этот закон, наверное, будет не совершенным, но он придет в нужную форму, только когда мы его обкатаем«, — отмечает Надежда Казначеева.
Мы уже писали о том, что Проектный офис разработал план действий по подготовке пилотных проектов с четкими сроками реализации. Пессимистический прогноз — первый концессионный проект удастся реализовать только в конце 2018г. — начале 2019 г. Однако, такие сроки реализации основаны на действующем концессионном законодательстве. Если же будет принят новый закон о концессии, эти сроки возможно будет существенно сократить.
«Указанные сроки максимизированы. Когда нам говорят, что этот срок очень длинный — мы согласны с этим. Он может быть короче, но учитывая 11 органов исполнительной власти и Кабинет Министров, которые вовлечены в весь этот проект, мы четко понимаем, что если бы поставили себе срок — до конца 2017 года — это был бы популизм», — поясняет менеджер Проектного офиса Тарас Бойчук.
Как известно, пилотными стали три проекта: Херсонский МТП, порт «Ольвия» и Черноморская паромная переправа. Сроки реализации у них приблизительно одинаковые, но у каждого проекта есть свои особенности. Более подробно — о специализированном порте «Ольвия», расположенном в Корабельном районе Николаева:
Ольвия — привлекательность в универсальности
Рассказывает Тарас Бойчук:
Недавно в Украину приезжали консультанты, компания Atkins, и мы провели встречи с компаниями, которые являются пользователями порта и потенциально могут быть заинтересованы в концессии — это Луи Дрейфус и Арселор Миттал. У Арселора есть свой терминал в Николаеве, который загружен на 100%. Соответственно, они заинтересованы в том, чтобы переваливать через порты Николаевского региона, поскольку — это ближайший путь от их завода в Кривом Роге.
Компания Tebodin Bilfinger должна дать свои технические рекомендации по тем 13 проектам, которые были разработаны «Черноморниипроект» в 2013 году. Задание всего консорциума консультантов (Atkins, Ernst&Young, MDS Transmodal, Tebodin Bilfinger) — оценить возможность реализации этих проектов не только с технической точки зрения, но и с точки зрения того, какой из этих проектов может найти ответ в рынке. Но, возможно, что консультанты в процессе анализа поймут, что ни один из проектов не подходит, и сделают какой-то микс из них, и это будет совсем другой проект. С 2013 года ситуация очень изменилась, и даже сам менеджмент порта говорит, что некоторые проекты потеряли свою актуальность.
«Ольвия» — прибыльное предприятие, которое не зависит от одного грузовладельца. У них приблизительно по 30% каждого груза (зерно, металл, глина), и, поскольку порт универсальный, это делает его привлекательным для потенциальных инвесторов.
В «Ольвии» — много узких мест. В первую очередь — автодорога и железная дорога. Но это не только вопрос самого порта, но и других участников в регионе. Вокруг Николаева есть возможность построить 24 км объездной дороги. Также нужно решить вопрос с пропускной способностью ж/д станции Жовтнева.
Читайте также: