ФОРМУЛА УСПЕХА
По мотивам несостоявшейся дискуссии
Кантор-Панченко на «НикВести»
Мое видение «борьбы» за бюджет-2017
Эпопея бюджет-2017 началась в сентябре 2016-го, когда городской голова А. Сенкевич подписал распоряжение №253р, которым утвердил бюджетный календарь по подготовке проекта городского бюджета на 2017 год и прогноза на 2018-2019 годы.
План действий предусматривал:
— проведение семинаров, совещаний, рабочих встреч с главными распорядителями бюджетных средств, обеспечение разработки и доведения до распорядителей граничных объемов расходов — октябрь;
— проведение анализа бюджетных запросов, формирование проекта бюджета по доходам и расходам — октябрь-ноябрь;
— подготовку и подачу на рассмотрение и одобрение исполнительного комитета, подачу на рассмотрение городского совета одобренного исполнительным комитетом проекта решения «О городском бюджете города Николаева на 2017 год» — до 24 ноября.
Весь бюджетный процесс, с небольшими отклонениями от плана, был успешно пройден, и в конце ноября проект бюджета-2017 уже красовался на сайте городского совета, а расшифровки его затратных статей без проблем можно было получить у главных распорядителей бюджетных средств.
В соответствии с подготовленным проектом город получал на свои нужды 3,6 млрд грн., в том числе 3,1 млрд грн. на текущие расходы, а 0,5 млрд – на развитие.
Сразу же после обнародования документа самая крупная фракция городского совета заявила, что не будет голосовать за предложенный проект бюджета. Главный аргумент – отсутствие в проекте средств на программу «Теплый дом».
В качестве альтернативы была предложена некая «формула 50/50», в соответствии с которой бюджет развития предлагалось условно разделить пополам, при этом, распределение средств первой половины оставалось бы за мэром, а вторая половина, в свою очередь, делилась бы на 54 равных части по количеству депутатов и каждый депутат имел бы возможность направить «свою часть» бюджета развития на решение проблем городского хозяйства.
В реальных цифрах картина выглядела следующим образом. Объем фонда развития — 504 млн грн., «половина Сенкевича» — 252 млн грн., «доля депутата» – 4,6 млн грн.
Интерес ОБ был в следующем. Имея в своем составе 26 депутатов, фракция получала бы в свое распоряжение примерно 120 млн грн., из которых до 100 миллионов можно было бы направить на программу энергосбережения, а остальное – на выполнение наказов избирателей.
Возможность «поиграться» значительными суммами бюджетных денег пришлась по душе и депутатам других фракций, хотя многие это искусно скрывали.
Но были и ярые противники этой «формулы». Накануне бюджетной сессии депутат фракции партии «Наш край» (далее –НК) С. Кантор поведал горожанам, что предложенная схема не выдерживает никакой критики как с точки зрения закона, так и исходя из интересов города. По мнению депутата, положенный в ее основу принцип (50/50) порочен по самой своей сути, он не позволяет концентрировать средства на масштабных программах, необходимых городу, не решает «наиболее важных городских проблем». При этом, деньги «размазываются», распыляются на решение мелких, незначительных задач. Для выхода из сложившейся ситуации депутат предложил некую «дорожную карту», позволяющую разрулить все возникшие проблемы и законодательные нестыковки.
При наличии разных подходов к формированию бюджета, решающей должна была стать позиция городского головы: либо поддержать предложение фракции партии «Оппозиционный блок» (далее – ОБ) и тем самым гарантировать принятие бюджета-2017 в декабре, либо воспользоваться опытом прошлогодних «посиделок в логове у Кантора» и обеспечить принятие бюджета силами трех оставшихся фракций, найдя для них достойную аргументацию. Безусловно, второй путь — это путь поиска компромиссов, путь сложный и длительный, но опыт 2016-го года говорит о его результативности.
Мэр решил не усложнять себе жизнь, без сопротивления согласившись на предложение ОБ.
Но реализация «формулы 50/50» требовала существенного пересмотра статей фонда развития. И сделать это было необходимо до голосования за бюджет. При таких обстоятельствах принятие главного финансового документа в декабре становилось проблематичным.
Из сложившейся ситуации был найден «гениальный» выход! Проголосовать на сессии проект бюджета в том виде, в котором он был ранее обнародован, а затем, в течение 5 дней, внести в него под видом «доработки» необходимые изменения. Именно с условием «доработки» бюджет-2017 и был принят.
И «машина» завертелась! Фракции срочно придумывали свои «хотелки», главные распорядители спешно формировали под них новые бюджетные запросы, департамент финансов сводил все воедино. Уже 30 декабря городской голова подписал фактически другой бюджет, тем самым узаконив самую крупную фальсификацию 2016 года, которую компетентные органы, при желании, смогут квалифицировать как “Служебный подлог” (статья 366 УК Украины).
Тем не менее, в результате проделанной титанической работы главная цель инициаторов «формулы 50/50» до конца так и не была достигнута. 75 миллионов на программу энергосбережения действительно удалось собрать, но эти деньги остались в резерве департамента финансов. Воспользоваться ими можно будет только после внесения соответствующих изменений в городской бюджет, а для этого не обойтись без доброй воли градоначальника и его «финансового органа». А вот тут-то возможны варианты…
Как же удалось «аккумулировать» такие большие средства? Дабы не менять размер фонда развития, «откусили» по чуть-чуть у других структур.
Больше всех пострадал департамент ЖКХ. Его бюджет развития оскудел на 46,9 миллионов. При этом, расходы на благоустройство города уменьшились на 36,8 млн грн., а финансирование дорожных работ сократилось на 19,8 млн грн. Правда, значительно увеличились объемы «капитального ремонта жилого фонда», это и понятно, ведь большинство депутатов, не мудрствуя, решили вложить «свои» деньги именно с эту сферу.
В результате предновогодних манипуляций пострадали также фонды развития здравоохранения и образования. Эти отрасли не досчитались 5,5 и 9,5 и млн грн. соответственно. Из списка инвестиционных проектов исчезли: реконструкция детской больницы №2, десяток систем управления отоплением объектов образования, новые котельные в школах №4 и №29, спортивная площадка школы №44.
Понесли ощутимые потери и районные администрации города. От их бюджетов развития «откусили» суммарно 19 млн грн. В районах сокращено финансирование дорожных работ и благоустройства. Кроме того, из списка инвестиционных проектов Заводского района выпали реконструкция стадиона «Юность» и строительство канализации в мкр. Ялты. В Корабельном районе отказались от строительства водопровода по ул. Возрождения и спортивного городка в районе спорткомплекса «Водолей».
В «плюсах» оказался только «спорт», на который дополнительно было выделено 5,6 миллионов. При этом, мало кто обратил внимание, что почти полностью изменился состав объектов реконструкции и строительства спортивной инфраструктуры. Пришлось отказаться от строительства спортивных площадок в ДЮСШ-5, ДЮСШ-7 и КДЮСШ «Коммунаровец», сокращены объемы финансирования реконструкции спортивных школ ДЮСШ-1 и ДЮСШ-2. Вместо детских спортивных объектов в бюджете появились забор и два футбольных поля Центрального городского стадиона общей стоимостью 11,7 млн грн. Кто бы сомневался!
Поучительным был путь от «дорожной карты» до «порочной формулы», который прошел депутат Кантор накануне бюджетной сессии. Путеводной звездой для депутата на этом пути стала возможность освоения на объектах городского стадиона 173 млн грн., 12 из которых — уже в этом году.
Такую цену пришлось заплатить Сенкевичу за принятие бюджета-2017 в декабре и его поддержку фракцией НК. Именно эта поддержка должна была частично нивелировать слухи о неестественной связи «добра» и «зла» в городском совете.