В селах Лупарево и Лиманы Галицыновской общины до начала полномасштабной войны проживали ориентировочно 4500 человек. После 24 февраля территория общины оказалась на линии столкновения, почти 95 процентов населения сел покинули свои дома, а оставшиеся страдают от ежедневных обстрелов. Как и чем живет Галицыновская община, в эфире Украинского радио Николаев рассказали староста сел Лупарево и Лиманы Наталья Панаший и глава общины Иван Назар, — передает Суспільне Миколаїв.
По словам старосты сел Лиманы и Лупарево, Натальи Панаший, несмотря на опасность обстрелов, некоторые люди возвращаются в собственные дома. Самая сложная демографическая ситуация в селах наблюдалась в течение июня и июля. Тогда из 1300 жителей в селе Лупарево остались 36, а в Лиманах из 3200 местных жителей проживали 211.
«На сегодняшний день люди начали возвращаться. Особенно в течении последних трех недель (ориентировочно с 10 сентября — ред.). Одна из главных причин возвращения — не везде к людям относятся хорошо, а дом — это дом», — рассказала Наталья Панаший.
На 1 октября в общине готовятся к началу отопительного сезона. Люди чинят побитые кровли, затягивают выбитые окна пленкой.
«Шифер почти везде перебит. Свет у нас частично есть. Люди возвращаются, напряжения сильно не хватает, но мы понимаем, что нужно потерпеть», — рассказала Наталья Панаший.
В общине проживают более 30 переселенцев из Херсона. Проблем с социальными выплатами и пенсиями нет, говорит Наталья Панаший.
На территории общины работает отряд местной пожарной охраны. По словам главы общества Ивана Назара, отряд организовали в 2015 году. По состоянию на 1 октября в составе отряда 24 бойца. Спасатели обслуживают шесть сел: Галициново, Лиманы, Лупарево, Украинка, Прибугское и Степная Долина.
«У нас сгорело два автомобиля (при обстреле 18 августа — ред.), но, благодаря нашим польским друзьям, нам передали автомобиль, который 27 сентября пришел в очень хорошем состоянии. И надеемся, что Главное управление передаст еще два автомобиля в отряд «, — рассказал Иван Назар.
По словам временной исполняющей обязанности инструктора по профилактической работе Галициновского отряда пожарной охраны Анжелики Куровской, повторные обстрелы в обществе не редкость. Чаще снаряды попадают на территорию местного лесного урочища или в частные дома.
«Приезжаем на вызов, звоним по телефону диспетчеру и рассказываем ситуацию, если начинаются обстрелы — едем. Самое страшное было, когда горел лес неделю. До полномасштабного вторжения у нас было немного выездов, в основном на бытовые пожары вследствие человеческого фактора. Сейчас (по состоянию на 1 октября — ред.) бытовых пожаров гораздо меньше, в целом это вызовы, возникающие в результате обстрелов», — рассказала Анжелика Куровская.