ИсторияТема дня

"Они схватили меня, избили", - доктор Самойлович о бунтующих верующих во время эпидемии чумы (ВИДЕО)

В разгар эпидемии коронавируса и предстоящих пасхальных праздников, вспомнилось о событиях, происходящих 250 лет назад в Москве, зараженной страшной болезнью — чумой. В тех событиях принимал активное участие украинский доктор Данила Самойлович (выдающийся ученый, знаменитый в Европе эпидемиолог), основавший в 1791 году военно-морской госпиталь в Витовке (ныне это территория Корабельного района г. Николаева), который стал тогда главным лечебным учреждением всей Причерноморской зоны.

Изначально правительство уверяло жителей, что болезнь не так опасна — мол, не чума, а «заразительная горячка», но после второй вспышки заражения московский главнокомандующий Пётр Салтыков сообщил императрице Екатерине II о появлении в Москве «опасной болезни». Превентивные меры были приняты слишком поздно, а устройство карантинов и изоляторов не было действенным из-за недоверия населения к больницам и докторам, которые к тому же были, по большей части, иностранцами. В народе считали, что никто из попавших в карантин не выходит живым.

Эпидемия чумы 1770—1772 годов — последняя крупная вспышка этой болезни в Европе, пришедшая в Москву из Северного Причерноморья во время русско-турецкой войны, вызвала в городе ужасающую смертность (умирало больше тысячи человек в день), безвластие, панику и бунт.

Чума поражала прежде всего городскую бедноту, рабочих фабрик и мануфактур, живших плотно и в антисанитарных условиях. Обстановка в Москве середины XVIII века также способствовала распространению смертельной болезни: мусор и отходы не вывозились, а выбрасывались на улицы и сливались в ручьи и реки.

Среди предписаний была принудительная изоляция людей, больных чумой и имеющих схожие симптомы.

В Москве царила паника. Среди населения, страдавшего от чумы, голода, безработицы и произвола властей, появились призывы к выступлению и мятежу.

Поводом для восстания послужил инцидент с Боголюбской иконой Божией Матери в Москве. В народе распространялось поверье в чудотворность иконы и в то, что она может исцелить от «моровой язвы». Толпы народа стали стекаться к Варварским воротам Китай-города, где находилась икона, служить молебны, приносить пожертвования.

Московский архиепископ Амвросий, понимая, что подобное скопление народа способствует распространению заразы, запретил молебны, а икону повелел перенести в церковь Кира и Иоанна. Пожертвованные деньги опечатали, но верующие решили, что архиепископ присвоил подношения. 15 сентября 1771 года после звона колокольного набата несколько тысяч людей, вооруженных дубинами, топорами, камнями и кольями, собрались у Варварских и Ильинских ворот с криками: «Грабят Богородицу!»

В этот день толпа ворвалась в Чудов монастырь в Кремле и разграбила его. По сообщению московского обер-полицмейстера Бахметева, в бунте приняло участие «до десяти тысяч, из которых большая половина с дубьем».

На следующий день, 16 сентября, на московские улицы вышло ещё больше восставших. Часть из них двинулась к Донскому монастырю, в котором укрывался архиепископ. После того, как монастырь был взят приступом, толпа стала искать Амвросия. Священнослужителя нашли на хорах храма монастыря, вытащили за стены и устроили публичный допрос, после чего архиепископа долго били и истязали его тело.

Другая часть толпы, не пошедшая в монастырь, отправилась громить карантинные дома и больницы. В одной из больниц мятежники напали на известного уже в то время доктора Данилу Самойловича, создавшего учение о способах борьбы с чумой. Самойлович был жестоко избит толпой и спасся от смерти, заверив погромщиков, что он не доктор, а подлекарь. Впоследствии он вспоминал:

«Я первый попал в руки бунтовщиков, стоявших у Даниловского монастыря. Они схватили меня, избили… Я чудом спасся от неблагодарных, искавших моей погибели».

Также бунтовщики разоряли особняки и имения московской знати, покинувшей свои дома.

16 сентября ввели войска в город. Конница рубила бунтовщиков, остававшихся внутри Кремля, а солдаты кремлёвского гарнизона пошли отбивать Чудов монастырь, в котором повстанцы оборонялись камнями. Мятежники были вытеснены с территории Кремля, но начали бить в набат в окрестных церквях, призывая народ присоединиться к бунту. После трёхдневных боёв бунт был подавлен…

Само восстание описано в литературе и в короткометражном фильме:

https://www.youtube.com/watch?v=3ITsplT7tkw

Д.С. Самойлович состоял в 12 зарубежных Академиях наук. Он начал внедрять первые методы эпидемиологии: сортировал больных, выдал медперсоналу специальные халаты и обувь, ратовал за профилактические меры при транспортировке больных. Спасая от сжигания последнее имущество бедняков, он вводил дезинфекцию «окуривательными составами».

Противочумные меры, введенные Д.С. Самойловичем, позволили остановить эпидемию. Все наблюдения Д.С. Самойлович изложил в своих трудах по чуме, изданных во всем мире. Во время исследований врач и сам не избежал болезни – трижды он заражался чумой, но выжил.

В период русско-турецкой войны 1787 г. Самойлович проявил организаторский талант по оказанию помощи больным и раненым воинам в полевых условиях. Как гласит история, тогда среди солдат вспыхнула чума, и, чтобы ликвидировать ее, князь Григорий Потемкин по поручению Екатерины II пригласил в Николаев врача Данила Самойловича. После победы над чумой Самойловичу было предложено подобрать оптимальное место для расположения военного госпиталя. Под его руководством был построен Генеральный госпиталь в Витовке (названной Потемкиным Богоявленском)…

памятный бюст доктора Самойловича у стен городской больницы №5
(бывшей Витовской ЦРБ) в Корабельном районе города Николаева

Напомним, мы писали: “С таким подходом у нас не только холера, но и чума может быть”, – житель Корабельного района о мусорных завалах

Читайте новини першими

Связанные статьи

2 комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button