Статьи

Олигарх в изгнании: на что влияет Дмитрий Фирташ в Украине

Австрийская четырехлетняя изоляция и угроза судьбы Павла Лазаренко не мешает Дмитрию Фирташу сохранять политическое влияние в Украине и спекулировать на чувствительных секторах экономики.

О том, как на процессы в Украине влияют бизнесмен Дмитрий Фирташ и его ближайший соратник по «РосУкрЭнерго» Сергей Левочкин, говорится в материале журналистов сайта «24».

Firtash Today

В Верховной Раде депутаты провластных фракций в один голос утверждают, что лучшие годы Дмитрия Фирташа прошли. И действительно, бизнесмена прижали к ногтю с разных сторон. В США ему грозит 50 лет тюрьмы, он должен миллиона долларов российскому «Газпрому», Антикоррупционное бюро в Украине расследует его многочисленные махинации. Арсен Аваков пообещал арестовать бизнесмена, как только он пересечет украинскую границу.

Несмотря на внешний идеальный шторм, олигарх умудряется наслаждаться жизнью австрийского барона и влиять на украинскую политику даже на расстоянии через своих соратников.

Дмитрия Фирташа до сих пор отождествляют с компанией, которой уже не существует, – «РосУкрЭнерго». В эту группу также входит его многолетний партнер Сергей Левочкин. Последний контролирует часть фракции «Оппозиционного блока», а некоторые депутаты утверждают, что он влияет также на группу УДАР во фракции президента.

Его украинские химзаводы группы OstChem несколько месяцев не работают, но остаются едва ли не единственными в стране предприятиями, способны обеспечить аграриев необходимым количеством химических удобрений.

Бізнес Фірташа в Україні
Бизнес Фирташа в Украине

В этом году правительство обеспечило аграриев удобрениями, однако экзистенциальная дилемма на следующие годы не исчезла – или запускать заводы Фирташа и идти бизнесмену на существенные уступки, или позволить аграриям закупать удобрения, как всегда в России.

В обоих случаях риск срыва посевных кампаний в будущем остается большим.

Фирташ остается также главным жонглером газа в стране. В той или иной степени он продолжает контролировать 70% облгазов и их разветвленные сети.

Экономический договорняк

Депутат Сергей Лещенко уверяет, что австрийский узник пытается начать возврат долга «Газпрому» за счет украинских аграриев.

Нардеп вместе с заместителем председателя Всеукраинской Аграрной Совета (ВАС) Александром Слипченко заявили, что Фирташ остановил химзаводы, чтобы протянуть через Минэкономразвития введение специальных пошлин. После введения этих пошлин OstChem получит привилегии национального производителя, а российские удобрения существенно подорожают. Только потом бизнесмен запустит производство.

Если антироссийские пошлины заработают, уверяет Слипченко, Фирташ нагреет карман на 7 миллиардов гривен, установив на удобрения чрезмерно высокую цену.

В правительстве такое решение уже приняли, но пока не решаются ввести в действие.

Шантаж и лоббизм в интересах крупного бизнеса не новость, впрочем, сегодня олигархи, рассказывает нардеп Виктория Войцицкая, применяют боле современную тактику, чтобы обеспечить свои интересы. Они поняли, что надо определить болевую точку, где власть является слабой и на нее давить. Но не полностью уничтожать отрасль, а оставить путь для отступления, убеждена Войцицкая.

Это такие внутренние террористические акты – делать Украину заложником по различным вопросам и выторговывать себе определенные преференции,
– считает нардеп.

Остановка заводов OstChem ставит вопрос перед правительством, где брать удобрения для будущих посевных кампаний.

История с закупкой угля по формуле «Роттердам +», что значительно повышает его стоимость, тоже осуществляется в интересах другого олигарха Рината Ахметова. Украинские облэнерго, которые принадлежат донецкому бизнесмену, также являются элементами так называемой критической инфраструктуры. Попытки ввести абонплату за газ для населения имеют такую же природу.

В руках Дмитрия Фирташа также газораспределительные сети, которые он присвоил во времена Януковича. Депутаты попытались это как-то побороть, приняв закон о рынке газа.

Правительство не спешит выполнять закон, который прямо говорит, что эти сети должны вернуться к государству. Для этого надо лишь разорвать фиктивные сделки, но и здесь правительство движется, как улитка.

Несмотря на это влияние в экономике, по информации журналистов, компания, которую связывают с Дмитрием Фирташем, вышла на украинский рынок импорта газа из Европы.

Активи Фірташа
Активы Фирташа

Получается абсурдная ситуация, когда Фирташа с одной стороны прижали, но с другой – его бизнес работает и вполне защищен бездействием правительства.

Советник главы МВД Шкиряк считает, что влияние Фирташа на украинскую политику уменьшился. Его группа сохраняет влияние на депутатов «Оппоблока», и в других фракциях есть «казачки» Фирташа. Предприятия Фирташа должны быть прозрачно реприватизированы.

Отношения с властью

Влияние группы «РосУкрЭнерго» на власть можно найти не только в правительстве, но и в Верховной Раде – в «Оппозиционном блоке» и группе УДАР в «Блоке Петра Порошенко».

Сохранить свой бизнес в Украине Дмитрию Фирташу было бы невозможно без стимулирования высшего руководства страны к лояльности. По сообщению источников, Сергей Левочкин иногда посещает Администрацию Президента.

Связь группы «РосУкрЭнерго» с властью связывают с действием соглашения между Петром Порошенко и Виталием Кличко, которое была устно заключено в Вене в 2014 году.

Тогда в присутствии Дмитрия Фирташа и Сергея Левочкина партия УДАР и «Солидарность» заключили политический союз и вместе пошли на парламентские и президентские выборы. «Интер» обеспечил лояльность Порошенко при избрании президентом, а группа «РосУкрЭнерго» получила преференции для бизнеса. Все детали сделки по сей день неизвестны.

Виталий Кличко в эфире 24 Канала заявил, что никаких соглашений в Вене не подписывал, хотя источники говорят другое

У Фирташа остались все юридические лица в Украине. В политике у него есть свое крыло в «Оппозиционном блоке», а УДАР – остается сферой влияния Левочкина,
– заявил нардеп Сергей Лещенко.

УДАР И БПП


Виталий Кличко с УДАРом хочет пойти отдельно на парламентские выборы

Интересный элемент договоренностей в Вене – это создание совместной фракции в парламенте.

В Раде уже говорят о возможном разводе Кличко и Порошенко на следующих выборах. Это станет окончательным разрывом Венских соглашений, которые только обременяют президента.

Пока до парламентских выборов далеко, Порошенко нужно 30 голосов группы УДАР. Ударовцам тоже невыгодно выходить, потому что это, вероятно, может расколоть группу пополам – 15 депутатов группы ориентируются на Левочкина и Фирташа, но другой половине ближе уже президентская сила.

Политические причины недоразумений УДАРа с БПП тянутся еще с формировании общего списка. Президент не сдержал слова и не сформировал предвыборный список 50 на 50. Несмотря на это УДАР стал самой большой группой в БПП – это вызывает у них большие амбиции, но реального влияния внутри президентской фракции они не имеют. Поэтому в УДАРе много недовольных.

Политолог Виктор Небоженко считает, что президент сможет переманить всю группу.

УДАРа как партии уже не существует. На местном уровне ее поглотила «Солидарность», а многие партийного актива их УДАРа перешло, например, в «Самопомич».

Зато лидер группы УДАР, Оксана Продан, говорит, что группа сохранила партийную идентичность. «Ударовцы» делают все, чтобы сохранить свой особый статус. Сайт политсилы часто обновляется, но региональных сообщений практически нет уже несколько лет.


Оксана Продан уверяет, что депутаты УДАРа сохраняют единство в БПП

Все говорит о том, что Кличко уже не способен восстановить партию. Он в трудной ситуации, желание восстановить партию есть, но до следующих выборов это будет сделать очень сложно.

Партийным строительством в партии Кличко занимались Виталий Ковальчук и Владимир Куренной, теперь оба работают в Администрации Президента.

Кличко сегодня даже не решается снести все МАФы в Киеве, среди которых Roshen,
– считает нардеп Игорь Луценко.

Союзники президента – партия «Народный фронт» – смотрят на всю эту историю издалке. Один из депутатов этой фракции считает, что сферы влияния Фирташа спокойно дерибанят, и как бы УДАР не задирал нос, его переломают через колено, если в этом возникнет острая необходимость.

Петр Порошенко пока этого не делает. Ему нужна группа «РосУкрЭнерго» в «Оппозиционном блоке», как для голосований в Раде, так и для будущих выборов.

Удобным кандидатом для него остается Юрий Бойко или Вадим Рабинович или Олег Ляшко. Радикал является сложным и непредсказуемым партнером. Поэтому давить на старых союзников из «Оппоблока» для Порошенко является преждевременным.

Именно поэтому Дмитрий Фирташ до сих пор сохраняет влияние и свое имущество в Украине.

Виктория Войцицкая считает, что дела у бизнесмена пойдут плохо, когда его облгазы начнут национализировать. Это может произойти только после его экстрадиции в США.

24 канал. Автор: Дмитрий Бобрицкий

Читайте новини першими

Связанные статьи

Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button